Partita viola. Бижутерия из натуральных камней.

Перейти к содержимому

Главное меню

Ведическая концепция украшения тела

      Нераздельность сущности красоты, любви и чувственности очень глубока в индийском менталитете. Недаром искусство одевания числилось среди знаменитых 64 искусств, которыми владеет идеальная женщина — Богиня. Это целая наука о свойствах женского костюма скрывать недостатки и выгодно подчёркивать достоинства лица и фигуры, создавая чарующий женственный облик.
      В каждой стране существует свой обычай украшения тела, который выражает дух и сокровенные знания данного народа. Это знание живёт в каждом человеке и передаётся ему бессознательно. Известен индийский обычай украшения каждой части тела, имеющий глубочайшие магические и философские корни, о котором даже никто и не догадывается. Что же это — обострённая чувственность или отголоски ведической мудрости?
      Обо всём — по порядку…

концепция украшения женского тела

      Итак, почему определённые части тела подлежат украшению? Ведическая традиция выделяет в человеческом теле 5 органов чувств: глаза, уши, нос, губы, пальцы, а также 5 так называемых “органов действия”: руки, ноги, язык и органы выделения и размножения (см. “Бхавагат-Гита”, 15.7, 15.9). Все они, за исключением двух последних — “тайных”, “скрытых” (санскр. “guha”), старательно украшаются. На глаза наносят каджал, в уши вставляют серьги разных форм, а в нос — натх, губы покрывают своеобразной помадой, изготовленной из смеси ароматных масел и красителей, шлифуют ногти, унизывают пальцы кольцами или браслетами hathphul, руки и ноги не покидают различные churi, kangan, payal, nupur, а жевание пана, окрашивающего язык в ярко-красный цвет, превращается в своеобразное украшение языка.
      Благодаря воздействию на определённую часть тела через украшение, его форму, цвет и материал, происходит гармонизация чувств и чувственного восприятия мира. Чувства успокаиваются, становясь при этом столь тонкими, что человек получает возможность наслаждаться даже тем, что само по себе не является источником наслаждения и радости. Мысль обретает полноту и движения поражают плавностью и благородством, что в индийской традиции немаловажно для духовного роста.

распределение женских украшений по чакрам

      Кроме того, существует распределение украшений по чакрам. Чакра — это нервное сплетение, управляющее деятельностью соответствующего внутреннего органа. Высшая чакра — Сахасрара, которая располагается на макушке головы, отвечает за деятельность гипофиза, её называют чакрой вечной молодости. Для её активизации используется манг-тика (mang-tika) — украшение на проборе. Между бровями расположена Аджна-чакра — эпифиз или «третий глаз», центр сосредоточения познания и интуиции. Предполагается, что бинди (bindi) даёт ему раскрыться. Следующая за ней — Вишуддха-чакра, управляющая щитовидной железой; её деятельность поддерживается любым украшением, плотно охватывающим шею. Грудное сплетение составляет Анахата-чакра — центр любви и сердечного тепла. С ней соприкасается мангалсутра (mangalsutra) — свадебное ожерелье; означает преданность и любовь как смысл жизни женщины. Далее идёт Манипура-чакра — солнечное сплетение, чакра жизненной энергии; выражает принцип «ты — мне, я — тебе». Её украшением служит пояс на талии или на бёдрах — признак высокого происхождения, власти, а также непременный атрибут танцовщицы и вешьи (куртизанки).
      Веды, древнейшие священные тексты, называют человеческое тело Храмом души, или Храмом сердца, в котором рядом с индивидуальной душой находится Параматма — Господь в Своём локализованном аспекте Сверхдуши. Также в теле, в различных его частях, находятся обители различных воплощений Бога и Его энергий. Например в центре ладони, на внутренней и тыльной стороне находится обитель Сарасвати — Богини учености, мудрости и музыкального искусства. Кончики пальцев — это обитель Лакшми, Богини процветания. Не случайно индийские танцовщицы помечают эти зоны краской из красного порошка кункумы, а область третьего глаза — обитель Шивы — украшают бинди. Таким образом, украшая храм своего тела в соответствующем умонастроении, женщина оказывает почтение Господу и Его божественным энергиям. Так красота становится поклонением Богу.

женские украшения

      Состояние, в котором все указанные части тела и чакры помечены «своим» украшением (а только в этом случае украшение приносит надлежащий эффект), называется Solah-singar. Solah («шестнадцать») — соответствует шестнадцати фазам Луны, шестнадцати фазам женского менструального цикла и шестнадцати этапам ритуала, приводящего в гармоничное сочетание красоту, чистоту и чувственность женщины. Открывает этот ритуал Snan — омовение в ароматной воде после чудодейственной омолаживающей процедуры Ubtan (натирание тела специальной пастой из лечебных растительных компонентов). А завершает ритуал “Sugandh” — ароматные умащения, и Pan — жевание бетеля для очищения полости рта. После омовения начинается облачение в одежды и кропотливый процесс надевания украшений, начинаемый со ступней ног, и раскраска лица и тела, превращающие процедуру одевания в уникальный творческий акт и почти что медитацию.
      В культуре Индии все символично, все – метафора. Украшая видимое, материальное тело, индийцы выражают тоску по своей вечной божественной природе. Для многих индусок красивая одежда и украшения – один из способов поклонения Богу.
      Изящно одетая женщина – олицетворение идеальной красоты и тайны, присущей природе и музыке. Каждая часть убранства оправдана и последовательно вплетена в общий узор символических форм и образов. Считается, что красиво только то, что украшено узором. Глагол alamkara (алам-кара) буквально означает «украсить», «сделать достаточно». Соответственно простой вид, без орнамента, это «недостаточно» и подходит лишь аскету.
Шрингар – так называется полное убранство женщины. Оно включает 16 атрибутов, связанных с шестнадцатью фазами луны, которые, в свою очередь, связаны с женским менструальным циклом. Таким образом, 16 — особое число.
      Название Шрингар связано с Лакшми — богиней женской красоты, удачи, процветания и плодородия, идеальной женой Вишну.


ХААРА


      Хаара – колье, бусы, ожерелье
. Шея – один из важных мистических центров. Поэтому считается, что ожерелье привлекает и сохраняет любовь, приносит удачу, предохраняет от сглаза. Среди других видов ювелирных изделий ожерелья всегда имели максимум магических чар. Вероятно, яркое и богатое ожерелье отвлекало недоброжелателя от лица владельца и таким образом защищало от опасности сглаза, гипнотического воздействия. В то время, как у мужчин шея и горловая чакра Вишудха защищена растительностью (бородой), у женщин это место остаётся открытым и уязвимым, позволяя «ярму проблем» занять место царственного ожерелья)
      Поэтому мы можем видеть, что ведическая и индийская женщина вся окольцована — с головы до ног. Подобное «кольцевание» держит её энергию, не давая ей расплёскиваться и разворовываться другими людьми, а бусы или ожерелье в частности защищают важный жизненный, творческий и энергетический центр женщины. Не случайно Короли и Королевы всех времён и народов обязательно носили короны и ожерелья из драгоценных камней и металлов — именно эти кольцевидные атрибуты царской власти помогали царственным особам «держать» их мощную энергетику для управления людьми и государством.
      Семья — это также мини-государство, где женщина, будучи Королевой, создаёт атмосферу, поддерживает порядок вещей и наполняет пространство. И помогает ей в этом её творческая энергия, поддерживаемая и защищаемая Хаарой — её естественной защитой и украшением одной из самых привлекательных и изящных частей женского тела.

колье, бусы, ожерелье


КАРНА ПХУЛ


      Карна Пхул – серьги. Дословно, цветок в ухе. С древнейших времен мочка уха рассматривалась как показатель духовного развития и высокого социального статуса. Среди отличительных черт Будды и как знак его величия – чрезвычайно длинная мочка его уха. По общему мнению мочки Гомера и Аристотеля имели те же характеристики.

серьги, украшения, бижутерия

      Прокалывае мочки уха было широко распространено во всех частях мира с древнейших времен. Целью операции являлось не только декоративное украшение, но и защита владельца от злых влияний, а также усиления слуха и зрения, что достигалось прокалыванием строго определённых точек на мочке уха. Серьги выступали в качестве талисманов и аккумуляторов энергии.
      Большие серьги очень благоприятны для замужней женщины, они заявляют о ее статусе и власти. Некоторые серьги столь тяжелы, что их приходится крепить цепочками, которые крепятся к волосам над или за ухом. Добавляя все новые и новые украшения, женщина привлекает благополучие в дом.
      Наибольшей популярностью с древних времен и до сегодняшнего дня пользуются серьги в виде цветов и плодов. Они отражают нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность – основные атрибуты женского характера. Подобно браслетам, звенящие серьги, украшенные крохотными бубенчиками, создают нежный перезвон и волшебную ауру чистоты вокруг женщины, очищая и гармонизируя всё пространство вокруг.


КАНГАНА, ЧУРИ — наручные браслеты



      Чури — это тонкие звенящие браслеты, во множестве украшающие запястья восточных красавиц.
Канган — это толстый, массивный браслет, украшенный различными декоративными элементами, камнями и/или стразами, иногда кистями и цепочками, свисающими гроздями. Восточные поэты называют их блестящими кольцами лучистой жизни, кругами света для счастливой дочери и счастливой жены.
      Браслеты символизируют мощную энергию Солнца. Выполняются из любого материала, поддающегося обработке: терракоты, камня, раковин, меди, бронзы, золота, серебра и т.д. Как правило носят 8, 12 (дозан) или 24 браслета на каждом запястье симметрично.
      Браслеты – необходимый атрибут замужней женщины. Замужняя женщина никогда не позволит себе появиться в обществе без браслетов. Руки замужней женщины (да и не только замужней), лишенные браслетов — это вызов всему обществу, говорящий о том, что о ней некому позаботиться.
      Браслеты имеют множество романтических и любовных аллюзий. Звенящий звук браслетов волнует сердца мужчин, заставляя их трепетать в предвкушении и неопределённости. Он сообщает о присутствии женщины, о том, что ей требуется внимание или забота, о том, что она гневается или желает обменяться взглядами…
      Браслеты подчеркивают грациозность движений рук и изящество тонких женских запястий, что мужчины считают очень эротичным и притягательным. А мелодичный ненавязчивый звон браслетов очищает пространство, умиротворяет ум и привлекает внимание, делая женщину центром и объектом медитации. Не случайно прекрасные небесные танцовщицы соблазняли величайших йогов и аскетов, прерывая их медитацию одним лишь звоном своих браслетов))

браслеты, украшения, бижутерия


ПАЯЛ


      Паял — ножные браслеты, от тонких цепочек до тяжелых толстых жестких браслетов. Иногда ножные браслеты украшаются арками цепочек и бубенцами. Гунгру — разновидность ножных браслетов на нити или тканной основе, к которой пришиты массивные бубенцы в несколько рядов. Такие браслеты надевают танцовщицы, чтобы отбивать ритм танца, аккомпанируя себе звонкой трелью ножных бубенцов. Звон ножных браслетов отпугивает ползающих по земле насекомых, духов и привидений, очищает и гармонизирует пространство вокруг. Подобно музыке «поющих ветров», звон украшений призван отпугивать и рассеивать всё дурное, очищать и заряжать пространство, привлекая потоки праны (ци), несущей с собой здоровье, процветание и благополучие.
      Каждый шаг женщины, носящей ножные браслеты, превращается в танец под волшебную музыку, делая походку лёгкой и волнующей!

браслеты, женские украшения, бижутерия

Автор статьи: Гопали

Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика